Половина россиян считают врача главным авторитетом в вопросе назначения лечения, но при этом четверо из 10 выбирают лекарства самостоятельно. Такое упорное стремление к самолечению очень беспокоит медиков.
Недавний опрос, проведенный Национальной фармпалатой и другими организациями, показал: 41% респондентов черпает знания о лекарствах из интернета, а 21% - от друзей и знакомых. К мнению фармацевта в аптеке прислушиваются 17% участников опроса. Идут за лекарствами после обращения к врачу только четверть (26%). При этом сами фармацевты говорят о том, что посетители часто просят их посоветовать лечение, исходя из симптомов или уже поставленного диагноза.
Острой остается проблема приобретения рецептурных лекарств без рецепта. Конечно, сложившаяся практика такова, что часто врач дает больному устные рекомендации или пишет название лекарства просто на бумаге, а не на рецептурном бланке. Тем не менее примерно каждый третий участник опроса признал, что "иногда или часто" покупает лекарства без назначения.
При этом, судя по результатам опроса, врачи серьезно обеспокоены бесконтрольным приобретением лекарств: более трети (36%) заявили, что не допускают возможности, чтобы сотрудники аптек выдавали покупателям рекомендации по применению даже безрецептурных препаратов.
"Опрос показал, что большинство потребителей к врачам не ходит, лекарства выбирают через интернет или знакомых и зачастую принимают их, не советуясь с медицинскими работниками, - сказала "РГ" глава Национальной фармпалаты Елена Неволина. - Вопрос как принимать лекарство, люди чаще задают фармацевтам".
Между тем самолечение, которое базируется на сложившейся в нашей стране возможности купить в аптеке без рецепта почти любой препарат (за исключением обезболивающих с наркотиками и психотропов), наносит большой вред и людям, и системе лекарственного обеспечения. То, что люди глотают таблетки без разбору, рано или поздно скажется на их здоровье. А свободные продажи влияют на устойчивость рынка: нередко возникает ажиотажный спрос то на один, то на другой препарат, и люди делают многомесячные запасы, опустошая аптечные полки.
Что с этим делать, пока не понятно. "В 2017 году мы проводили опрос посетителей аптек по поводу рецептурного отпуска. Тогда на вопрос "Почему вы думаете, что врач не выписал бы вам рецепт?" большинство ответило "Он очень занят, ему не хватает времени", - отмечает Елена Неволина. Но ситуация не меняется - попасть к врачу, чтобы получить рецепт, часто непросто.
"Фармацевты и провизоры более доступны для вопросов, а, значит, они могут стать хорошим каналом влияния на поведение потребителей. Например, в тех же вопросах приверженности лечению или применению лекарств только по назначению, - отмечает Неволина. - Но, к сожалению, подобный потенциал фармработников остается незамеченным системой здравоохранения".
"Проблему самолечения нельзя рассматривать отдельно от проблем первичного звена здравоохранения, недостаточной оплаты труда врачей, а также качества освещения в СМИ важности профилактики, - сказал "РГ" сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. - Самолечение - это ответственность. Ответственным самолечением могут заниматься так называемые вторичные пациенты, у которых есть опыт борьбы со своим недугом. Они знают, как корректировать в разных ситуациях схему лечения, разработанную врачом. Как правило, у таких пациентов за несколько лет борьбы с заболеванием может сформироваться свое компетентное мнение относительно эффективности тех или иных лекарств. Более того, попадая к новому врачу в силу разных причин, такой пациент имеет право быть услышанным специалистом".
Но также немало людей прибегают к самолечению просто потому, что никому не доверяют. Иногда люди не верят, что с ними может произойти что-то плохое и оттягивают визит к врачу. А когда, наконец, попадают на прием, винят врача в том, что заболевание находится в запущенном состоянии.
"Есть также просчеты информационной работы с пациентами. Снизилось количество социальной рекламы, направленной на выявление наиболее частых хронических состояний. Согласно нашему исследованию, самолечением занимаются 40% мужчин и 27% женщин. Последние все-таки более ответственно подходят к своему здоровью", - отметил Власов.